Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

 КАЗАЧЬЯ     

              ДОБЛЕСТЬ

 

 


 

     

                                                                           Программа 

                                                                       для учащихся

                                                                     казачьего класса                                     

 

                                           Составлена

                                                                 классным руководителем

                                                               5 «В» класса МОУСОШ №1

                                                       Осиповой Н.В.

 

 

 

 

 

 

Станица Динская

2007 год

 

 

 

Пояснительная записка:

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций.  Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений

в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:

 Человек - воспитание гуманности.

Семья - первый коллектив ребенка.

Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.

Знания - поиск истины.

Культура - воспитание духовности.

 Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.

 Земля-создание целостного образа мира.

Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.

Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, и трудовое воспитание.

С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.99.» возникает необходимость в создании данной программы.

Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе МОУ СОШ № 1, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.

Принципы:

1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;

2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;

3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания

на традициях школы.

4. Личностного подхода в воспитании.

Воспитательный процесс направлен:

*   на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

*   общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;

*   формирование общественно необходимых и личностно значимых

 качеств личности;

*   формирование правильного отношения к окружающему миру,

природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

Воспитательная работа осуществляется по ряду важнейших направлений:

воспитание познавательных интересов:

·       развитие сознательной учебной дисциплины;

·       воспитание отношения к учебе как к главному труду;

·       воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования

Поиском новых форм и обогащением старых новым содержанием учитель, учащиеся, родители занимаются постоянно: тематические вечера, парад школьных наук, интеллектуальные аукционы, турниры, КВНы и т.п.

трудовое воспитание:

·        воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;

·        развитие потребности в творческом труде;

·        воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых  

 отношениях;

·        развитие навыков самообслуживания;

·        формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, дежурство по уборке классной комнаты, трудовые десанты по уборке территории школы и прилегающих к ней улиц, работа на пришкольном участке.

 

 

 

 

  


 

гражданское воспитание:

·       воспитание уважения к закону;

·       развитие гражданской и социальной ответственности;

·       воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и

       традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.

Значимую роль в воспитании патриотизма и гражданственности казачат

играет военно-патриотический клуб «Олимп», совместная работа с советом ветеранов, воинскими частями и районным казачьим обществом.

 

спортивно-оздоровительное:

·        развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;

·        воспитание потребности в здоровом образе жизни;

·        воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;

·        развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

Наряду с традиционными формами спортивно-оздоровительного воспитания в классе существуют и нестандартные, например, группы здоровья, экскурсии, походы, организация совместного отдыха учителей, учеников, родителей.

Данная концепция предусматривает новое содержание духовно-нравственного воспитания:

·      формирование общечеловеческих норм гуманистической морали,

развитие культуры общения;

·      развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке,    

 чувства собственного достоинства;

·      сознание личностной причастности к миру.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, класс сотрудничает

со Свято-Троицким храмом и его настоятелем отцом  ?  . Проводятся

 традиционные конкурсы рисунков, поделок, сочинений.

эстетическое воспитание:

·      развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;

·      развитие способности к художественному мышлению;

·      развитие индивидуальных задатков и способностей;

·      приобщение к мировой цивилизации.

 

 

связь семьи и школы:

Школа является  ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она определяет и направляет воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить с результатами учебно-воспитательного процесса.

микросоциум:

В целях повышения уровня воспитательной работы класс сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями станицы Динской,  а также с представителями общественности.

Формы сотрудничества:

·      совместная организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий;

·      вечера-встречи с интересными людьми;

·      консультации;

организация ученического самоуправления:

Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение. Во главе ученического самоуправления стоит ученический комитет, сформированный на выборной основе из учащихся. Но значимость классного руководителя со временем не уменьшается. Сегодня он выполняет функции:

·       организовывает деятельность в классе;

·       заботится о развитии и здоровье ребенка;

·       помогает в решении проблем.

Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.

Классный руководитель постоянно совершенствует свои умения, знания, навыки, овладевает современными методами воспитания детей.

 

 

Основные цели и задачи программы:

·        формирование ценностных ориентаций через организации жизнедеятельности казачьего класса;

·        знакомство с историей Кубани, со своей родословной;

·        формирование положительного отношения к казачьим традициям;

·        воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение

прошлого и настоящего малой Родины, истории  и традиции

казачества;

·        воспитание личности: мыслящей, творческой, духовной, гуманной,

     свободной, любящей свою Родину,

·        возрождение казачества, упрочение единства и дружбы народов, проживающих

     на территории Динского района.

 

 

   Ожидаемые результаты реализации программы:

·       активная жизненная позиция;

·       знание истории, традиций и обычаев кубанских  казаков;

·       знание истории станицы Динской;

·       развитие патриотизма, любви к малой Родине;

·       умение вести исследовательскую работу.

 

Содержание программы:

Данная программа способствует формированию у школьников эмоционально–положительного отношения к казачеству, гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции. Эта идея представляется нам основной  в системе казачьего воспитания.

Поэтому работа казачьего класса строится по следующим направлениям:

1. Мой дом:

       Родословная семьи:

·        роль семьи в жизни человека;

·        что такое генеалогическое дерево?

·        Прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;

·        Труд – основа благополучия казачьей семьи;

·         Нравственно – ценностные ориентации.

  


 

2. Родная станица:

     Что такое станица?

·        Происхождение названия и первые упоминания

о родном населенном пункте;

·        территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей;

·        знаменитые земляки, участие станичников в ратных делах;

·        памятники культуры и истории;

·        роль церкви в культурно – социальной жизни;

·        народные праздники, традиции, обычаи.

 

153.Ратные подвиги кубанских казаков:

 

               Штурм Березани и Измаила;

                    герои 1812 года;

                    подвиг пластунов в осажденном Севастополе;

                    участие кубанцев в русско–японской войне;

                   ратные подвиги кубанских казаков на полях

                  Великой Отечественной войны.

 

 

 

4.Тема казачества в русской литературе:

 ее стремление воспитать сына сильным, красивым, ловким, настоящим воином;

встречи казаков при возвращении со службы; вера в неиссякаемые творческие силы казачества и его моральную чистоту;

     за «святую землю»;  стихотворение Образцова – современный гимн    

    Краснодарского края;

·                    рассказы П.П. Орловаподробности нелегкой казачьей службы: проводы на войну, тяготы погранично – сторожевой службы,  разлука с семьей;  гибель товарищей, преданность Родине, гимн  

    храбрости и патриотизму кубанского казачества.

  

 

 

 

 

 

 
 

5. Физическая подготовка:

 

 НАРОДНЫЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ:

На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению. Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально – волевые

 и духовно – нравственные качества личности.

 

·       «В городок»-совершенствование навыков броска мяча,

развитие ловкости, меткости, точности и координации

движений – мяч;

·       «Заюшка»-совершенствование силовых качеств,

ловкости, развитие чувства коллективизма – инвентарь

не требуется;

·       «Пицва»-тренировка глазомера, воспитание и развитие

меткости, точности выполняемых движений при броске

в цель – гимнастические палки, кегли.

 

6. Фольклорный кружок

 «Кубаночка»:

 

·        владение богатством родного  

·        языка через слушание, заучивание

·        и исполнение  казачьих  песен,

 прибауток, заигрышей;

·        разыгрывание обрядовых сцен;

·        приобретение навыков игры на

·      национальных шумовых инструментах.

picture

  

 

 

 

 

 

 


 

7. Основы православной культуры:

 


 

                     Изучение православной традиции

                      позволит школьнику почувствовать

    связь между поколениями,

                    увидеть красоту и неповторимость 

                         отечественной культуры, понять ее

                                      уникальность.

 

 

8. «Наследники земли Кубанской»:

 

·       исследовательская работа;

·       встречи с казаками, ветеранами;

·       историческая игра;

·       создание музейных уголков;

·       посещение музеев, выставок, экскурсии.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План реализации программы

 «Казачья доблесть»:

 

№ п\п

МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения

Ответственный

1.

Мы учимся в казачьем классе…

 

 

Осипова Н.В.

2.

Казачьему роду нет переводу.

 

«Кубаночка»

3.

Как казаки на Кубань переселялись. Дар Екатерины.

 

 

Осипова Н.В.

4.

Основание станицы Динской.

В казачьей станице.

 

Посещение краеведческого  музея.

5.

Родной отцовский дом. Казачья хата.

 

Бодяев Ю.М.

6.

Родной отцовский дом. Старшие в казацком роду.

 

 

Харченко –

 Грузинцева С.С.

7.

Семейные традиции и обряды.

 

Осипова Н.В., родители

и учащиеся  5 «В» класса

8.

Традиции казачества

(этикет).

 

Встреча с представителями казачества станицы Динской.

9.

Взаимопомощь и выручка –

Рассказы бывалых людей.

 

Встреча с представителями казачества станицы Динской

10.

На Кубани живет богатырский народ…Отдых, игры, развлечения.

 

Осипова Н.В., учителя физкультуры.

11.

Устное народное творчество.

Кубанские народные песни.

 

Встреча с хором ветеранов станицы Динской.

12.

Устное народное творчество.

«Ты, Кубань, ты наша родина»

 

Фольклорный ансамбль «Кубаночка».

 

13.

Народная кубанская кухня.

 

Кравцова Т.Г.-заведующая школьной столовой

 

14.

Народная кубанская кухня в нашей семье – кулинарный конкурс.

 

Учащиеся и родители

 5 «В» класса.

15.

Поездка  в поселок  Гончарка: экскурсия в музей Камней.

 

Осипова н.В.

16.

Выставка поделок из природного материала.

 

Учащиеся 5 «А, В» классов.

17.

«Запевай, казаки!» - фестиваль казачьей песни

 

Преподаватели и воспитанники школы Искусств станицы Динской.

18.

Экскурсия «Краснодар – град казачий».

 

 

19.

«Радетели земли Кубанской»

 

Встреча с известными людьми станицы, края.

20.

Сочинение заметки для стенгазеты «Герои живут рядом»

 

 

Осипова Н.В.

21.

Организация утренника «Край наш тополиный» для учащихся начальной школы.

 

Учащиеся 5 «В» класса, Осипова Н.В.,

 Рыбакова Н.В.

22.

Посещение концерта Кубанского народного хора.

 

Поездка в  г. Краснодар.

23.

Подбор материала «Певцы земли кубанской»: стихи и песни о Кубани, сообщения об авторах этих произведений, иллюстрации.

 

 

24.

«Дедушкина наука» (ко Дню защитников Отечества).

 

 

25.

Заповеди казаков.

 

 

26.

Заповеди  казаков.

 

 

27.

Экскурсия «Купола над городом».

 

 

28.

«Святая Русь - драгоценная ноша национальной культуры».

 

 

29.

  Кто родителей почитает, тот век не погибает.

 

 

30.

Чему научишься в молодости, то знаешь и в старости.

 

 

31.

Защитники земли Кубанской

(9 мая – День Победы).

 

 

32.

Отчизны славные сыны.

 

 

33.

«Чему научишься в молодости, то знаешь и в старости»

 

 

34.

Экскурсия в Краснодарский историко-археологический музей – заповедник имени Е.Д. Фелицина.

 

 

 

 

Литература:

1.      Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/Автор-состав. С.А. Цабыбин. Волгоград, 2006.

2.      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.

3.      Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М., 2002.

4.      Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя). М., 1992.

5.      Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М., 2004.

6.      Работа классного руководителя. Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. М., 2006.

7.      Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М., 2001.

8.      Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.

9.      Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М., 2006.

10.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория методика, технология. М., 19991.

11.  Бондарь Н.И. Возродятся ли казачьи «потешные полки?» Казачьи вести, 1992.№16.

12.   Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. Краснодар,1994.

13.  . Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1992.

14.  Капица О.И.Детский фольклор. Песни. Потехи. Дразнилки. Сказки. Игры.

15.   Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993.

16.   Подосинникова Н.В. Казачья школа: готовить защитника Родины. Учитель.1996. №2

 

 

                                         

 

 

 

 

Облик учащегося казачьего класса:

·       Помни всегда, что учишься

в казачьем классе.

·       Соблюдай форму одежды.

·       Закаляй свое тело, дух, волю.

·       Всегда смотри людям в глаза.

·       Будь честным во всем.

·       Помни, что честный велик в малом.

·       Не лги, не хвастайся, не груби.

·       Будь благодарным (благодарность – первый взнос в уплату долга).

 

Кодекс чести казака:

·       Быть верным любимой Кубани и России, гордиться их прошлым, уважать народные, казачьи и христианские обычаи.

·       Чтить старших, уважать старость.

·       Держать слово – слово казака дорого.

·       Быть трудолюбивым.

·       Помнить: по тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

 

Правила поведения:

·       Сила казака не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

·       Старайся меньше о себе говорить.

·       Стремись, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы – тверды.

·       Поведение должно отличаться корректностью, предупредительностью к окружающим.

·       Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других.

·       Размышляй неторопливо, но действуй решительно, уступай великодушно, а сопротивляйся стойко.

·       Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.

·       Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.

·       Будь верен тому, кто верен тебе.

 

Hosted by uCoz