Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1станицы Динской

Динского района Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин

«Осень»

 

урок чтения в 4 «В» классе

учитель Рогожина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 – 2008 учебный год

 

 

Приложения

***

отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

 

Ты вразумил меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой;

Отныне я тебе послушен;

Но, витязь, будь великодушен!

Достоин плача жребий мой.

И я был витязь удалой!

 

 

***

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

 

 

 

***

А.С. Пушкин отрывок из стихотворения «Уж небо осенью дышало…»

…Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…

 

***

Ты вразумил меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой;

Отныне я тебе послушен;

Но, витязь, будь великодушен!

Достоин плача жребий мой.

И я был витязь удалой!

 

 

***

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

 

 

 

***

 

…Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора… 

 

 

 

 

ЧТЕНИЕ

Тема урока. А.С. Пушкин «Осень»

Цели урока. 1. Расширять представления детей о поэзии 19         века, о поэтах –   

                          классиках.

                     2. Совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения.

                     3. отрабатывать умения читать стихи.

                     4. Учить пользоваться справочной литературой.

                     5. Воспитывать поэзией чувство прекрасного.

 

Класс украшен осенними листьями, рисунками ребят на осеннюю тематику, иллюстрациями и фотографиями осени.

 

ХОД УРОКА

1.     Организация начала урока.

2.     Вводная беседа.

-         Ребята, сегодня волшебный день. Середина осени. Природа, кажется, замерла в раздумье: расставаться с летом и встречать зиму или поважничать своей красотой, полюбоваться своим спокойствием и тишиной. Вспомните, на деревьях почти нет жёлтых листьев. Днём так тепло, что забываешь о том, что, «ноябрь уж у двора». Природа в полудрёме. А в такое время года случаются всякие чудеса, волшебства: то стайка запоздавших птиц срочно засобирается к югу, то листья вдруг начнут шуршать сою грустную историю. Да мало ли чего случается в такую волшебную осень. А о чём могут рассказать нам  осенние листья?

 

3.     Дети инсценируют разговор осенних листьев, надев на головы шапочки листьев.

 

-         Но, несмотря на такое грустное настроение, очень многие любят осень. А кто из великих людей любил осень более других времён года?

   «Из годовых времён я рад лишь ей одной»

 

Дети догадываются, что это А.С. Пушкин.

 

-         Итак, я приглашаю вас вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным полюбоваться осенью. Имя этого великого поэта нам уже достаточно хорошо известно. Давайте вспомним, а может, узнаем что-нибудь новое о творчестве Пушкина.

 

На доске портрет А.С. Пушкина.

 

4.     Проверка домашнего задания.

 Ученики рассказывают о годах жизни А.С. Пушкина, о его творчестве. Читают его стихи. Анализируют жанры произведений Пушкина: стихи, поэмы, сказки, роман.

 

 

 

 

 

Подготовленные ученики выступают с сообщением:

 

 

1.     Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна.

 

 

2.     Маленького Александра сначала учили французы – гувернёры – так было принято в то время. Но его учителя постоянно менялись, поэтому ребёнок часто был предоставлен самому себе.

 

 

3.     В 1811 году Александр Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский лицей. По успехам в учёбе Пушкин был 26-м из 29 выпускников.

 

4.     Писать стихи Пушкин начал рано. Известно около ста его лицейских стихотворений. На протяжении  восьми лет  Пушкин работал над романом в стихах «Евгений Онегин».

 

5.     Большие изменения в жизни поэта произошли в 1830 году. Александр Сергеевич сделал предложение московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой. А в феврале 1831 года состоялась их свадьба. Один за другим у поэта появляются четверо детей: Маша, Саша, Гриша и Наташа.

 

 

     6. Вставка учителя о причинах дуэли А.С. Пушкина и Дантеса

 

- Многие считали и продолжают считать  до сих пор, что поэта убили, специально спровоцировав его дуэль с молодым офицером, французом Жоржем Дантесом. Дуэль состоялась вечером 27 января 1837 года на Чёрной речке. Дантес смертельно ранил поэта, и 29 января (10 февраля по новому стилю) Пушкин скончался. По приказу царя его тело тайно было вывезено в село Михайловское Псковской губернии. Александр Сергеевич Пушкин был похоронен в Святогорском монастыре.

 

-         Ребята, о жизни и творчестве А.С. написано очень много. Желающие могут прочитать о нём очерк Волкова «Удивительный А.С.» в хрестоматии стр. 291

 

Физминутка

 

 

5.     Работа по теме урока.

А/ -А мы вернёмся к разным временам года, описанным Пушкиным.

Чтение учителем отрывков стихов Пушкина (стр. 56-57). Беседа по итогам услышанного:

-         Какой отрывок вам понравился больше других и почему?

-         Какие слова и выражения непонятны?

 (С нагих ветвей,

осенний хлад,

обув железом острым ноги,

мы страждем от засухи)

-         Ребята, ощутить, почувствовать красоту природы нам помогают эпитеты. Давайте вспомним, что такое ЭПИТЕТЫ.

-         Послушайте, как этот термин объясняют учёные лингвисты.

 

Подготовленные ученики  читают определения эпитета в разных словарях. Дети сравнивают и делают выводы о том, что эпитет придаёт поэтическую яркость, художественную выразительность.

 

                 - При повторном чтении постарайтесь найти эпитеты.

Б/  Повторное чтение стихов учениками

                - Чтение по себя. (с карандашом) Выбор интонаций, логических ударений, пауз, выделение эпитетов.

-         Давайте прочтём стихи в порядке времён года. Начнём с зимы.

-         Как вы определили настроение поэта зимой?

(поэт неплохо относится к зиме, но она ему быстро надоедает

 «Но надо знать и честь: полгода снег да снег.»)

Назвать эпитеты (обув железом ноги, зеркало рек, киснуть у печей)

-         Чтение следующего сюжета (Теперь моя пора: я не люблю весны)

-         По какой причине поэт не любит весну? (весной я болен).

-         Чтение сюжета о лете. Прочтите только те строки, которые более ярко показывают отношение Пушкина к лету. (Любил бы я тебя, когда б не зной, да комары, да мухи.)

-         Вернёмся в осень. Прочтём отрывки об осени.

 

Дети читают первый отрывок

-         Какое настроение передаёт поэт?

 (Он не грустит, но и не радуется. Скорее, просто повествует о наступлении осени.)

-         Сравните пушкинскую осень и нашу кубанскую.

 

Читая второй отрывок, дети отмечают, что Пушкина не волнует мнение других о его любимом времени года. Он просто тихо получает удовольствие от наступления осени.

 

-         Давайте обратимся к ещё одному стихотворению

 А.С. Пушкина об осени. (Р.Т. стр. 45)

 

Дети читают, самостоятельно выполняют задания.

Чтение стихотворения вслух, выделение эпитетов, рифмы.

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

 

-         Обратите внимание на своеобразие рифмы.

-         Ребята, а у вас есть любимое время года?

Рассказы детей.

Работа в тетради на печатной основе, задание №3, стр. 45

 

6.     Закрепление.

 

Чтение детьми отрывков  (книги, карточки)

 

7.     Итог урока.

-         Если будите в С-Петербурге, то обязательно зайдите в музей Пушкина на Мойке, 12, положите цветы к памятнику поэту у Русского музея. А сегодня я предлагаю подарить цветы поэту в знак благодарности и великой любви.

 

Дети ставят в вазу под портретом поэта цветы, произнося слова благодарности или читая стихи. Можно даже свои любимые.

 

Чтение стиха «Пушкину». Автор Ольга Односум, ученица г Новочеркасска (журнал «Начальная школа» № 6, 2007 года, стр. 107).

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1станицы Динской

Краснодарского края

 

 

 

                                                      КООРДИНАТНЫЙ  УГОЛ

 

 

урок  математики в 4 «В» классе

 

учитель Рогожина Ирина Васильевна

 

2007 –2008 учебный год

 

Тема урока: «Координатный угол»

 

Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с координатным  углом  как  частью координатной плоскости.         

2. Расширять и углублять общематематическую подготовку учащихся, готовить их к изучению математики и смежных дисциплин в средней школе.

3. Закреплять умения читать и записывать многозначные числа.

 

Оборудование к уроку.

·        Таблица «Координатная плоскость»

·        Индивидуальные карточки – задания для определения координат заданных точек.

·        Карточки – помощники для слабо подготовленных ребят.

·        Конверты с занимательными заданиями

·        Табличка со словами  «Оси координат»

ХОД   УРОКА

1. Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания:

·        №44. (2 805 007;  64 863) Назовите получившиеся числа.

·        №37. Укажите порядок действий в каждом примере. Прокомментируйте      второе действие во втором примере.

3. Устный счёт (Сообщить детям, что повторяем)

·        Назвать цифры, которые будем использовать при записи числа 6 000,

38 120,  52 240, 2 100 003.

·        Решить примеры устно: 30 050 х 1;   0 : 20 090;   29 999 + 1; 40 000 – 1(читать примеры, называя компоненты: произведение чисел 30 050 и единицы и т.д.)

·        Послушайте задачу и выберите решение. Длина стороны квадрата 5мм. Выбери выражение, с помощью  которого можно вычислить его периметр. (на доске: 5 х 4;   (5 + 5) х 2,   5+5+5+5,   5 х 5) Какое решение будет более рациональным? Что можно вычислить, используя оставшееся выражение?

·        Назвать известные геометрические фигуры (На доске: прямая, отрезок, перпендикулярные прямые, треугольник с буквами, обозначающими скорость, расстояние, время, луч, числовой луч, числовой луч с заданными точками. Дети называют фигуры, доказывая свой ответ. Более подробно нужно разобрать числовой луч с заданными точками, определяя их координаты).

·        - Как вы понимаете значение слова «координата»? Кто нашёл научное объяснение этому слову? (Слово координаты образовано от латинских СО – совместно и ordinatus – упорядоченный, определённый  )

 

физминутка

 

4. . Новый материал.

·        Беседа о том, как найти своё место в кинозале или в театре. (стр. 16 учебника. Разобрать месторасположение  каждого зрителя, используя вопросы учебника.)

·        Рассказ о том, что происходит, если путешественники заблудились или геологи нашли какое – либо месторождение полезных ископаемых и нужно указать это место на карте.

     Сообщение темы урока

- Сегодня мы с вами узнаем,  как можно определить расположение какого-нибудь предмета или точки при помощи координатного угла.

 

          Объяснение нового материала с демонстрацией таблицы «Координатная плоскость»

          А/ Показ на доске построения координатного угла. Дети параллельно строят угол в тетрадях.

         В/ Устно определяем координаты точек в координатном углу (стр. 17, нижний чертёж). Во время работы заострять внимание на том, что менять местами показания координат горизонтальных и вертикальных нельзя.

        С/ Знакомство с таблицей «Координатная плоскость». Показать, что координатный угол – это лишь часть плоскости.

        Д/ Определение координат героев мультфильмов на координатной плоскости.

Физминутка

 

        Закрепление изученного

-         Упр. № 49. Начало работы – коллективное, учащиеся, у которых синие карточки и все желающие выполняют упр. № 50. Остальные   продолжают работать с упр. № 49 самостоятельно. Проверяем.   (На доске выполнено упр. № 50).

        Диагностика

-         Робота по  индивидуальным карточкам. (для сильных упр. 51 и занимательное задание в конверте) (Проверка выборочно)

 

       Повторение изученного

 

 - Вернёмся к известным  геометрическим фигурам, а именно треугольнику. Что в нём зашифровано? (повторяем, как вычислить скорость, время, расстояние).

 

Устно анализируем задачу № 54.

 

-         Прочтите задание к упр. № 53. Объясните, как выполнять это задание?

 

Домашнее задание

 

Задача № 54, упр. № 53

 

  Итог урока

Анализируем,

-         Что нового узнали?

-         Что было трудно?

-         О чём хочется рассказать родителям, друзьям?

-         Какое задание нужно переделать?

Отмечаем активных учеников, тех, кто постоянно следил за ходом урока.

 

САМОАНАЛИЗ

урока математики в 4 классе

 

 

Тема урока: «Координатный угол»

 

Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с координатным  углом  как  частью координатной плоскости.         

2. Расширять и углублять общематематическую подготовку учащихся, готовить их к изучению математики и смежных дисциплин в средней школе.

3. Закреплять умения читать и записывать многозначные числа.

 

 

1.      Цели урока имели образовательные и развивающие аспекты.

2.      Цели урока реально достижимы и связаны с целями предшествующих учебных занятий

3.      Детьми цели данного урока были приняты положительно и явились стимулирующими к положительной мотивации урока.

4. Урок достиг цели. А именно ребята познакомились с координатным углом и  научились его строить, определять координаты заданных точек и задавать необходимые координаты. В игровой форме  получили представление о прикладном характере данных знаний.

5.       Урок относится к урокам, которые дают математический «фон», расширяют и углубляют общематематическую подготовку учащихся. Это урок знакомства с новым материалом.

6.      Информация, полученная учащимися на данном уроке была достаточно научной и доступной для конкретного контингента учащихся.

7.      Формы и методы учебной деятельности соответствовали содержанию материала.

8.      На уроке преобладали методы беседы эвристического характера, в процессе которой учащиеся индуктивным путём подводились к новым знаниям.

9.      На уроке очень большое место занимало повторение и закрепление ранее изученного.

10.  Подход к уроку был дифференцированным и индивидуальным.

11.  Итог урока был подведён своевременно, в соответствии с планом урока.

12.  Домашнее задание полностью разобрано, имелось задание по выбору.

Над чем предстоит работать:

·        Дети имеют недостаточный навык работы с чертёжными принадлежностями

·        Необходимо развивать скорость работы в тетрадях.

·        Необходимо учить детей  оценивать  свои возможности. (Все хотят работать с дополнительным материалом, не зная его сложности)

·        Количество решённых задач на уроке могло быть больше.

 

 

 

18 сентября 2007 года

 

                                  учитель _________________  И.В. Рогожина  

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1станицы Динской

Краснодарского края

 

                                                        БАСНИ  И БАСНОПИСЦЫ

 

И.А. КРЫЛОВ

 «Мартышка и очки»

 

урок  чтения  в 4 «В» классе

 

учитель Рогожина Ирина Васильевна

2007 –2008 учебный год

 

Тема урока: «Басни и баснописцы. И.А. Крылов «Мартышка и очки»».

 

Цель урока. 1. Обобщить и обогатить знания учащихся о русских баснописцах.

2. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль»,                              «баснописец», «олицетворение»

3. Развивать умения выразительно читать тексты басен.

4. Работать над творческим развитием учащихся через опыт сочинения басен.

Ход урока.

1.      Организация начала урока.

       -Итак, ребята, я приглашаю вас совершить ещё одно маленькое путешествие в мир иронии и  аллегории, мир олицетворения и морали, в мир басни. Трудные слова и редко нами употребляются. Но что они обозначают?

 

Дети отвечают, но если затрудняются, то подготовленные ученики (в данном случае это слабоуспевающие дети) зачитают определения понятий по карточкам.

 

Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

 

Мораль – это нравоучение, содержащееся в басне

 

Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств одушевлённых предметов.

 

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

 

Аллегория – слово греческое, в переводе обозначает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость показывают в образе Лисы. Грубость и жадность – в образе Волка. Глупость и упрямство – в образе Осла.

 

- А как вы думаете, ребята, какие черты характера показаны в образе Собаки, Медведя. Слона? Вспомним басню «Слон и Моська». (Если кто знает наизусть, можно прочесть.) Как тонко подобрана кличка Моська. Ни Дружок, ни Рэкс, а Моська.

 

2.      Проверка домашнего задания.

-         Дома вы должны были подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова «Квартет».

 

Дети читают  басню. Можно даже по ролям

 

Беседа по итогам прочитанного

-         Что можете сказать об этой басне? (после этого вопроса обычно дети очень подробно анализируют басни, высказывают своё отношение к ним и к произошедшему. Но если учащиеся будут затрудняться, можно задать наводящие вопросы)

 

-         Какие пороки показаны в басне?

 

-         Какие слова  являются моралью ?

 

-         Как аллегория помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль?

 

Физминутка

 

3.      Работа по теме урока.

 

·        Беседа о баснописцах А.Е. Измайлове и И.А. Крылове.

·        Назвать других баснописцев (Эзоп, И.И. Хамницер, И.И. Дмитриев),

·        Дать понятие о «бродячих»  сюжетах в сочинениях баснописцев разных стран.

·        Самостоятельное чтение басни И.А. Крылова «Крестьянин в беде» (Хрестоматия, стр. 84)

·        Беседа по итогам прочитанного.

-         Можем ли мы привести прочитанную басню в качестве примера «бродячего» сюжета?

-         Прочтите басню выразительно

-         Какие пословицы подходят басням и могут служить моралью?

-          

       Работа в группах: выбор пословиц из всех предложенных. Но в самом начале предложить всем детям вспомнить пословицы, и только после того, как будут затруднения, раздать карточки.

 

Друзья познаются в беде.

 

Не торопись языком, торопись делом

 

Речи, как мёд, а дела, как  полынь.

 

Без беды друга не узнаешь.

 

Как аукнется, так и откликнется.

 

Сытый голодного не разумеет.

 

У Фомушки денежки – Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки – Фомка, Фома

 

 А сильная группа сама вспоминает пословицы.

 

 

4.      Новый материал

-         Если бы вам нужно было поиронизировать над таким человеческим пороком, как малообразованность, неумение оценить полезность вещей, а пользоваться только тем, что выбирают другие, слепо следовать моде, то каких животных вы бы выбрали для своей басни?

 

Дети предлагают свои варианты. Обычно выбирают попугаев или обезьян.

- А   И. А.. Крылов выбрал Мартышку.

·        Чтение учителем басни Крылова «Мартышка и очки»

·        Беседа по итогам прочитанного, используя вопросы учебника.

·        Чтение детьми басни.

·        Работа над словами и понятиями     (ещё не так большой руки, полдюжины, темя, а проку на волос нет в них, так хватила их,  невежда).

·        Повторное чтение басни.

·        Работа над моралью, содержащейся в басне. (сравнить с жизненными ситуациями)

·        Сочинение истории – продолжения о Мартышке.

 

5.      Сочинение своей басни.

-         Какие людские пороки встречаются в жизни нам чаще всего?  (зависть, ложь, лесть…)

-         Какие образы помогут вам раскрыть и высмеять эти пороки?

-         Каковы обязательные компоненты басни? (сюжет, раскрывающий порок, мораль.)

 

               Дети пробуют в парах сочинить коротенькую басню. На доске таблички с компонентами басни. По желанию рассказывают свои басни. Другие анализируют и оценивают сочинения.

 

6.      Итог урока.

-Как вы отличите басню от рассказа или стихотворения?

-Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

1.      А вы, друзья, как ни садитесь,

    Всё в музыканты не годитесь.

2.      Чем кумушек считать трудиться,

     Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

 

-Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

 

Отметить работу учащихся во время урока

 

7.      Домашнее задание.

·        Выучить басню «Мартышка и очки» наизусть

·        Сочинить свою басню в любой форме.*

 

 

 

 

       Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

 

 

       Мораль – это нравоучение, содержащееся в басне

 

       Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств одушевлённых предметов

 

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

 

       Аллегория – слово греческое, в переводе обозначает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость показывают в образе Лисы. Грубость и жадность – в образе Волка. Глупость и упрямство – в образе Осла.

 

 

 

 

Друзья познаются в беде.

 

 

Не торопись языком, торопись делом

 

 

Речи, как мёд, а дела, как  полынь.

 

 

Без беды друга не узнаешь.

 

 

Как аукнется, так и откликнется.

 

 

Сытый голодного не разумеет.

 

 

У Фомушки денежки – Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки – Фомка, Фома

 

 

Иван Иванович Дмитриев

1760 - 1837

Иван Иванович Хамницер

1745 – 1784

 

 

Иван Андреевич Крылов

1769 – 1844

 

Эзоп

IYY век до нашей эры

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

станицы Динской Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

«Начальная школа ХХ! века»

 

 

 

МЫ - ГРАЖДАНЕ РОССИИ

 

 

 Окружающий  мир

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель МОУСОШ №1

Рогожина Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 – 2008 учебный год


 

 

1

Тема урока: «МЫ  -  ГРАЖДАНЕ  РОССИИ»

 

Цель урока: 1. Дать представление о том, что каждый человек – гражданин какого-либо  

                         государства. 

                      2. Познакомить с некоторыми правами граждан России.

                      3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за великую Россию.

                      4. Учить ребят работать с разными источниками получения знаний.

                      5. Пополнять словарный запасучащихся

 

Ход  урока

1.     Организация начала урока.

·        Новый кабинет.

·        Новый учитель.

·        Присутствие других учителей.

·        Наличие интерактивной доски.

 

2.     Знакомство.

- Давайте знакомиться. Меня зовут Ирина Васильевна. Я учитель школы № 1, учу ребят 4 «В» класса. Я – гражданин России. Вам всё понятно из того, что я сказала?       (Предположительно, вызовет затруднение слово «гражданин»)

 

3. Работа с термином «Гражданин».

   Рассказ о том, как слово пришло из древнего Рима.

- В очень-очень давние времена итальянский город Рим был городом-государством, а его жители назывались граждане (от слова «город», «град»). Так с тех древних времён каждого человека государства зовут ГРАЖДАНИН.СЛАЙД №2

     Гражданин – это человек, который относится к населению данного государства, пользуется его защитой, признает законы этого государства, обладает определенными правами и обязанностями, предусмотренными законами страны.

 

4. Работа над домашним заданием (старинные города России). Слайд № 4

-Сейчас древний город Рим – столица Италии. А есть ли в России древние города?

(Рассказ ребят о городах Владимире, Великом Новгороде, работа со слайдом №4 «Золотое кольцо России»)

 

5.     Сообщение темы  и цели урока. Слайд № 3

 

2

 

6.     Беседа о том, зачем человеку необходимо быть гражданином какого-либо государства. (Чтобы быть защищённым)

- Что значит «Быть защищённым?»

 

7.     Знакомство с Конституцией России. Слайд №5

- Защитить человека могут правила, по которым должны жить все граждане государства. А чтобы жить по правилам, нужно их знать.

       Как любой человек, гражданин может узнать, по каким правилам живет государство, каковы законы нашей страны?

 (Они должны быть где-то записаны.)

 

6. Работа с учебником стр. 78.Абзацы 1, 2  (Главный закон - Конституция. А что такое закон?)

7.     Знакомство с понятием  «закон» . Слайд № 6, 7

 

8.     Беседа о том, какие права имеют граждане России

 

                          (из опыта детей)

 

 

9.     Работа по учебнику стр. 78, права граждан.

 

10.                 Знакомство с основными правами, отражёнными в Конституции, сравнение формулировок. Слайды № 8, 9, 10.

 

 

11.                   Понятие о декларации прав ребёнка, о признании Россией данного документа. Слайд 12, 13.

       Школьная декларация прав и свобод учащихся.

- О том, какие особые права у детей в нашем государстве, вы прочитаете на странице 79 учебника.

 

 12. Обязанности граждан перед своим государством.

- Ребята, мы говорим сегодня о правах граждан. А как граждане должны вести себя по отношению к государству? (Рассмотреть на примере семьи у кого какие обязанности в семье)

- Поэтому мы должны помнить, что все граждане вместе с правами имеют и обязанности:

СТАТЬЯ 57. Каждый обязан платить налоги.

СТАТЬЯ 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

СТАТЬЯ 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.

 

 

3

 

12.                  Защита прав граждан

                (кто и как гарантирует защиту прав граждан государства)

 

13.                 О выборах Президента России.

 

14.                 Закрепление изученного.Слайды № 16, 17, 18.

 

15.                 Итог урока. Оценивание работы учеников на уроке.

          - Расскажите ёжику Тише о том, что узнали сегодня на уроке.

 

16.                  Вручение памяток для домашнего задания

 

17.                 Рисуем настроение после урока

 

 

 

РЕЗЕРВ:

 

Конституция в сказках

1.     Какие права зайца нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»?

М/ Право на  жилище.

К/право на жизнь.

В/право на отдых.

 

2.     Какие права нарушил Карабас – Барабас в сказке «Золотой ключик»?

а/ Право на образование.

О Право на свободу.

д/ Право на отдых.

 

3.     Каким правом пользуется Баба Яга, передвигаясь на метле или в ступе?

п/ Правом на труд.

Л/ Правом на свободу передвижения.

К/ Правом на отдых.

 

4.     Какое право нарушила Снежная Королева по отношению к Каю?

у/ Право на образование.

О/ Право на свободу.

Ч/ Право на труд.

 

5.     Каким правом пользовался дед и вырастил огромный урожай репы?

Д/ Правом вести подсобное хозяйство.

П/ Правом на отдых.

Д/ Правом на свободный труд.

4

6.     Каким правом не захотел воспользоваться  Буратино, когда продал свою азбуку?

Ф/ Правом на свободное передвижение.

Ц/ Правом на образование.

Т/ Правом на медицинскую помощь.

 

7.     Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у него  деньги?

Э./ Право на  отдых.

Ы/ Право на собственность.

Ю/ Право на свободу.

 

 

 

 

Тема урока: «МЫ  -  ГРАЖДАНЕ  РОССИИ»

 

Цель урока: 1. Дать представление о том, что каждый человек – гражданин

                           государства.                                             

                      2. Познакомить с некоторыми правами граждан России.

                      3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за великую Россию.

                      4. Учить ребят работать с разными источниками получения

                           Знаний.

                      5. Пополнять словарный запас учащихся

 

План проведения урока

  1. Организация начала урока.
  2. Знакомство.

 

3. Работа с термином «Гражданин».

  

 

4. Работа над домашним заданием (старинные города России).

 

5.     Сообщение темы  и цели урока. Слайд № 3

 

     6. Беседа о том, зачем человеку необходимо быть гражданином какого-либо государства.

 

7. Знакомство с Конституцией России. Слайд №5

 

8.     Знакомство с основными правами, отражёнными в Конституции, сравнение формулировок. Слайды № 8, 9, 10.

 

 

9.       Понятие о декларации прав ребёнка,        Школьная декларация прав и свобод учащихся.

10. Обязанности граждан перед своим государством.

 

11. Защита прав граждан

12.О выборах Президента России.

 

13.Закрепление изученного.Слайды № 16, 17, 18.

 

        14. Итог урока..

 

15. Вручение памяток для домашнего задания

 

16.Рисуем настроение после урока.

 

РЕЗЕРВ:

 

Конституция в сказках

6.     Какие права зайца нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»?

М/ Право на  жилище.

К/право на жизнь.

В/право на отдых.

 

7.     Какие права нарушил Карабас – Барабас в сказке «Золотой ключик»?

а/ Право на образование.

О Право на свободу.

д/ Право на отдых.

 

8.     Каким правом пользуется Баба Яга, передвигаясь на метле или в ступе?

п/ Правом на труд.

Л/ Правом на свободу передвижения.

К/ Правом на отдых.

 

9.     Какое право нарушила Снежная Королева по отношению к Каю?

у/ Право на образование.

О/ Право на свободу.

Ч/ Право на труд.

 

10. Каким правом пользовался дед и вырастил огромный урожай репы?

Д/ Правом вести подсобное хозяйство.

П/ Правом на отдых.

Д/ Правом на свободный труд.

 

11. Каким правом не захотел воспользоваться  Буратино, когда продал свою азбуку?

Ф/ Правом на свободное передвижение.

Ц/ Правом на образование.

Т/ Правом на медицинскую помощь.

 

12. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у него  деньги?

Э./ Право на  отдых.

Ы/ Право на собственность.

Ю/ Право на свободу.

 

 

 

 

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1станицы Динской

Динского района Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

 

 

урок  русского языка

 4 «В» класс

 

учитель Рогожина Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 –2008 учебный год

 

Приложение

ПРАВОПИСАНИЕ

безударных окончаний имён существительных

 

Чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных, нужно определить, подчиняется ли слово общему правилу.

Если ДА, то

·       Вспомни опорные слова (1 склонение весна, земля; 2 склонение село, 3 склонение рожь). У этих слов всегда ударное окончание. Замени трудное слово опорным и наблюдай за окончанием. Например:

На ветке(е,и)  (на землЕ)берёзы пожелтели первые листочки.           

·       Не подчиняются общему правилу слова, оканчивающиеся на  -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ (аллея, акация, экскурсия, трамвай, гербарий, растение, армия, деревня, здание и т.д.)

 

ЗАПОМНИ !

 

 

1 скл.

2скл.

3 скл.

-ИЙ

-ИЯ

-ИЕ

И.

а, я

о, е, й, ь

Ь

ий

ия

ие

Р.

и, ы

а,я

и

ия

и

ия

Д.

е

ю,у,

и

ию

и

ию

В.

у. ю

я,е,о,й,

Ь

ий

ю

ие

Т.

ой, ей

ем, ом

ью

ем

ей

ем

П.

е

е

и

и

и

и

 

       Под ударением после шипящих и Ц пишем О, без ударения – Е. например:

ключОм, карандашОм, врачОм, овцОй,    но

тучЕй, дачЕй, ландышЕм, улицЕй.

 

 

 

Тема. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

 

Цели урока.

·        Повторить знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

·        Способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

·        Развивать творческие способности учащихся через урок русского языка.

 

Подготовка к уроку

·        Таблица падежных окончаний имён существительных.

·        Индивидуальные таблички «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

·        Таблички для аукциона

 

ХОД  УРОКА

1.      Организация начала урока.

 

2.      Проверка домашнего задания: (Д/З: выписать из учебника «Литературное чтение» слова разных склонений, распределив их  по соответствующим  столбикам)

- Чем вы руководствовались, когда писали слова в тот или иной столбик?

- Как определить склонение имён существительных?

- Из каких произведений взяты слова?

 

3.      Минутка чистописания

 

На доске написаны слова с пропущенными орфограммами:

Громоз.кий, зябнуть, мурава, обелиск, очеви.ный,, бор.юр..

 

-         Давайте догадаемся по значению слов, какая буква пропущена в этих словах. Эту букву будем писать во время минутки  чистописания.

Дети объясняют значения слов, пользуясь толковым словариком русского языка..

На доске образец написания букв: Ддя, Дяд.

 

 4. По теме урока

Запись под диктовку:

В диктанте, о маме, по тропе, в тетради, к осени.

-         Что вызвало затруднение?

-         Какие окончания вызывают чаще всего затруднения?

 5. Уточнение темы урока

 

6.      Работа с учебником.

Стр. 25 . Таблица (обратить внимание на последние 3 столбика)

Работа с индивидуальными табличками (приложение)

 

7.    Диагностика

  Выполнение упр. 2 стр. 26 – устно.

 

физминутка

8. . Диктант.

 У каждой ягодки есть свой адрес. Малину можно увидеть на вырубке или в овраге. Земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.

 

-По ходу работы подчёркивайте все встречающиеся орфограммы.

-Объясните написание окончаний имён существительных в косвенных падежах.

                     (указываем склонение и падеж существительных)

 

9.      Словарно – орфографическая работа.

-         Мы познакомились сегодня с новыми словами. Запишите любые 4 слова и выделите ударные гласные.

На доске пары слов.

 

Улей   -   пчела

Конура   -   собака

Тропинка   -   пешеход

       ?           -   транспорт.

-         Новое слово из словаря вы узнаете, если определите смысловую связь в данных парах слов. С каким словом мы познакомимся на уроке?

 

(В каждой паре предмет обозначенный  первым словом, предназначен для предмета, обозначенного вторым словом. Улей для пчелы и т.д. Значит, для транспорта -  дорога).

 

Проводится аукцион. Выставлено слово ДОРОГА

 

Дети представляют слово, характеризуя его. (Существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, единственного числа,) Победитель записывает слово на доске, а дети в тетрадях.

 

-         Скажите, а что такое дорога? Одни учёные утверждают, что слово дорога происходит от общеславянского ДОРОГА, которое является однокоренным со словами ДЁРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мы называем проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными , выдранными деревьями. Но это лишь предположение.

 

На доске пословицы и фразеологические обороты:

 

Всякая дорога вдвоём веселей.

Пробить себе дорогу.

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

В иное место дорога широка, да назад узка.

 

-         Объясните смысл пословиц.

-         Спишите пословицу, в которой слово дорога употреблено в винительном падеже.

 

10.  Итог урока.

- Как можете охарактеризовать сегодняшний урок?

- Что показалось трудным?

 

Анализ работы учеников.

 

11.  Домашнее задание: стр. 26, упр. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz