Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Краснодарского края  станицы Динской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный этап краевого конкурса

«Портфолио учителя начальной школы ХХI века»

Номинация «Современный урок»

 

  Работу выполнила

Учитель начальных

классов МОУСОШ №1

Кузьменко Е.А.

                                                                       

 

 

 

станица Динская 2007 год

 

Тема урока: Вода – условие жизни на Земле.

Цели:    Систематизировать представления о значении воды для

           растений и животных, человека. Познакомить учащихся со

           свойствами  воды. Раскрыть основные источники и последствия    

           загрязнения воды, меры по охране её чистоты и экономному

           использованию. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.

               Развивать восприятие, память, наблюдательность.

               Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: Видеофильм, глобус, учебник «Окружающий мир»,  

                            слайды.

Ход урока: Ι. Организационный момент.

                    ІI. Изучение нового материала.

1.     Отгадайте загадку и вы узнаете о чём пойдёт речь на уроке:

                          Если руки наши в ваксе,

                          Если на нос сели кляксы,

                          Кто тогда нам первый друг,

                          Снимет грязь с лица и рук?

 

                          Без чего не может мама

                          Ни готовить, ни стирать?

                          Без чего, мы скажем прямо,

                          Человеку умирать?

 

                          Чтобы лился дождик с неба,

                          Чтоб росли колосья хлеба,

                          Чтобы плыли корабли,

                          Чтоб варились кисели,

             

                          Чтобы не было беды –

                          Жить нельзя нам без… (Воды.)

- Расскажите, какую роль играет вода в вашей жизни?

2. Что такое вода?

Просмотр видеофильма «Мир вокруг нас» часть 1 «Природа», «Вода»   ( 7 мин.)

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать его, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой, зелёной. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Учебник: стр. 19 – 20 (первый абзац).

  Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

 

 

 

 

 

 

 

 Вода повсюду.

   Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами.

  В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

    Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Учебник: стр. 20 (второй абзац).

  Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.

  Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

   Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

   Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

   Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

   Вот она какая, вода!

Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

 

3. Практическая работа

Опыт 1

- Какова прозрачность воды?

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

(В стакан с водой опускаем ложку.)

- Сделайте вывод. (Вода прозрачна.).

Опыт 2

- Какого цвета вода?

- На столе у вас лежат полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

- Какой вывод можно сделать? (Вода бесцветна. ).

Опыт 3

- Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

- А чем пахнет вода? Понюхай и сделай вывод. (Вода не имеет запаха.)

Опыт 4

- Вода – растворитель. Как это доказать?

Но не все вещества в ней растворяются. (В стакан насыпаем глины или измельчённого мела. Что вы заметили? Часть глины и мела осело на дно.)

Опыт 5

- А можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?

Берём стакан с мутной водой, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр – это прибор, устройство или сооружение для очистки жидкостей (в данном случае для очищения воды).

 

 

 

Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Вставляем бумагу в воронку. По стеклянной палочке вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность. Нерастворимые вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием.

Опыт 6

- Что произойдет с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

- Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

- Какое? (Вода течёт.

Опыт 7

- Узнаем, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

- Почему?

Теперь эту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

- Как это объяснить?

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

 

 

 

4. Физкультминутка.

                       Льётся чистая водица,

                        Мы умеем сами мыться.

                        Порошок зубной берём,

                        Крепко щёткой зубы трём.

                        Моем шею, моем уши,

                        После вытираем суше.

                   (Дети выполняют движения)

- О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?

5. Охрана воды.

- Оказывается, вода находится  в опасности. Почему?

- Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает.

    Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

   Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

    В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

(Заранее подготовленный ученик читает сказку «Жила-была река» А.А.Рыжова. Приложение 1

 

Далее обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели ли вы такую реку?

- Как речка помогла людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли.

- Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они ещё могли бы сделать для своей реки?

- А что вы могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Какой вывод вы можете сделать?

           - Как каждый человек должен беречь воду?

              

           

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

        6. Не расходуй воду напрасно!

         Ученики читают стихотворение Б.Заходера «Течёт река».

1.       Течёт река издалека…

      Течёт река… Течёт река…

      Как хорошо, когда река

      И широка, и глубока!

      Над ней – пышнее облака,

      Свежей дыханье ветерка,

      Стройней и выше лес над ней,

      И луг прибрежный зеленей!

 

2.       Течёт река… Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят  в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

 

3.       Но что такое? Караул!

     Нет, нет, никто не утонул,

     Нет, нет, как раз наоборот,

     На мель садится пароход

     Средь бела дня, какой скандал!

     Наверно, лоцман маху дал!

     Да нет, далёко до буйка,

     Тут глубока была река.

 

4.       Была. Вот именно – была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаём…

Река становится ручьём!

Уже и лодки на мели…

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

 

            - О чём это стихотворение?

            - Почему в реке исчезла вдруг вода?

            - О чём напоминает каждому это стихотворение?

          

               

 

 

 

 

 

7.     Проверка изученного.(По группам: 1 группа – низкий уровень; 2

группа – средний уровень; 3 группа – высокий уровень.)

 

 

ΙІI. Домашнее задание: Стр. 19 – 20.; найти загадки о воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но всё же была прозрачной и чистой.

   Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

   Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не  говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала.«Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

   Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

   «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

   Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

   А жители города на следующий день обнаружили, что остались они без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умываться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

   И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и отнеслись к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».

    Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

   Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

    А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращение отмечают как самый главный праздник).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Превращение воды и круговорот воды.

Цель: Сформировать у детей представление о круговороте воды, как

           важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со

           свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

          Развивать воображение, восприятие, наблюдательность.

Оборудование: Слайды:  три состояния  воды, айсберг; рабочая

                            тетрадь, для опыта: спиртовка, стакан с  водой, блюдце

                            со льдом, таблица «Круговорот воды в природе».                       

Ход урока: Ι. Организационный момент.

                    IІ. Проверка домашнего задания.

1)    выборочная проверка домашнего задания в тетрадях.

2)    по индивидуальным заданиям:

Высокий уровень

- Прочитай предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова (текст на карточках)

Вода … при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший… . Воду можно очистить с помощью … .

Низкий уровень

Отметь знаком «+» свойства, которые имеет вода:

1)     без цвета;

2)      не имеет запаха;

3)     плохо проводит тепло;

4)     расширяется при нагревании;

5)     сжимается при охлаждении;

6)     прозрачность;

7)     текучесть.

 

Все остальные беседуют по вопросам:

- Какова роль воды в жизни организма?

- Как можно очистить загрязнённую воду?

- Как уберечь водоёмы от загрязнения?

- Какие свойства воды вы знаете?

ΙIІ. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства воды.

1.     Три состояния воды.

1) - Отгадайте загадку:

                Я и туча, и туман,

                Я ручей и океан,

                 Я летаю и бегу,

                 И стеклянной быть могу.  (Вода)

 

- Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода).

Вода в природе существует в трёх состояниях

 

 

 

 

-От чего зависит различное состояние воды?(От  температуры.)

- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?(Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах. По В.Мезенцеву «Ледяные бродяги»

Приложение 1

     В последнее время всё серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто знает, при какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое?(При температуре 0 градусов и ниже.)

Вы уже знаете, что вода при охлаждении должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

- А где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?(Пар.)

На перемене вы часто моете доску. Какой тряпкой? Что происходит с доской через несколько минут?(Она стала сухой.) Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

- А что такое туман?

(заранее подготовленный ученик рассказывает о тумане.

Приложение 2

- Какие три состояния имеет вода?

2) Работа в тетради: Стр. 8 № 19.

2. Физкультминутка

                     К речке быстрой мы спустились,

                     Наклонились и умылись.

                     Раз, два, три, четыре,

                     Вот как славно освежились.

 

                    Делать так руками нужно:

                    Вместе – раз,

                    Это брасс.

                     Одной, другой –

                     Это кроль.

                     Все, как один,

                     Плывём как дельфин.

 

                    Вышли на берег крутой,

                    Но не отправимся домой.

3. Круговорот воды в природе- практическая работа.

Опыт

Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

- Кто может объяснить то , что мы наблюдаем?

Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.

Круговорот воды происходит и в природе.

Таблица «Круговорот воды в природе».

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары  выдыхают животные.

   Вода превращаются в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

   Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

 

4.     Итог урока.

- О каких свойствах воды вы узнали?

- Как происходит круговорот воды в природе?(Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя или снега возвращается на землю.)

ІΙI. Домашнее задание: Т. Стр.8 – 9 №20, 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

   Слово «айсберг» означает «ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.

    Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.

    Откуда же берутся в солёном море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

    Айсберги очень опасны. Известна трагедия, которая случилась в океане с пассажирским лайнером «Титаник» на пути в Америку. На полном ходу ночью он столкнулся с громадной плавучей ледяной горой и получил пробоину длиной 90 метров. Водонепроницаемые отсеки начали быстро заполняться водой. Темный океан казался пассажирам страшнее, чем медленно погружающийся в воду лайнер. Радист передал в эфир сигнал бедствия «SОS», но помощи не было. Через два часа к месту трагедии подошёл пароход и взял на борт спасшихся пассажиров и моряков. Рядом на поверхности мирно покачивался гигантский айсберг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Что такое туман?

 

   Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

    Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днём едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

   А пригреет солнышко, и туман исчезает: опять растворится в воздухе.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Воздух – условие жизни на земле.

Цели: Дать представление о воздухе как условии жизни на Земле.                                    

            Познакомить учащихся с составом воздуха, его значением для            

            живых существ. Учить быть наблюдательными, бережливыми.

            Развивать речь учащихся, умения работать в коллективе.

Оборудование: схема-опора «Состав воздуха»; для опыта: пробирка,

                             шарик воздушный, видеокассета, рабочая тетрадь.

Ход урока: Ι. Организационный момент.

                    ΙІ. Изучение нового материала.

            - Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

                                         Через нос проходит в грудь

                                         И обратный держит путь.

                                         Он невидимый, и всё же

                                         Без него мы жить не можем.   (Воздух)

1.     Правильно сегодня мы будем беседовать о воздухе.

1. Учитель показывает пустую пробирку.

- Что в этой пробирке? (ничего нет)

- Давайте проверим. Опускаем пробирку в ёмкость с водой.

- Что вы увидели? (из горлышка побежали пузырьки).

- Почему? (в пробирке воздух)

2. Ученик у доски надувает воздушный шарик. Теперь вдохните воздух, ещё раз вдохни – выдохни. Ещё можешь? Почему?

3. Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.

- Что заметили?

- А для чего мы проветриваем комнату?

Да человек без воздуха может прожить самое большое 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.

4. Попробуйте быстро поднять и опустить руки. Что вы заметили?

Ветер – это движение воздуха

Просмотр видеофильма «Мир вокруг нас» часть 1 «Природа»,Воздух (7 мин.)

- Прослушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворения? (Стихотворение читают ученики)

 

 

                                  Воздух.

                Он прозрачный невидимка,

                Лёгкий и бесцветный газ.

                Невысокою косынкой

                Он окутывает нас.

 

                Он в лесу – густой, душистый,

                Как целительный настой,

                Пахнет свежестью смолистой,

                Пахнет дубом и сосной.

 

                Летом он бывает тёплым,

                Веет холодом зимой,

                Когда иней красит стёкла

                И лежит на них каймой.

 

                Мы его не замечаем,

                Мы о нём не говорим.

                Просто мы его вдыхаем –

                Ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

  Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

2.     Состав воздуха.

- Так что же такое воздух? (выслушиваются ответы детей)

 

Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа- 1%.

 

 

 

 

 

3.     Физкультминутка.

                          Мы немножко отдохнём,

                          Встанем, глубоко вздохнём.

                          Руки в стороны, вперёд,

                          На опушке зайка ждёт.

                     (Дети выполняют движения.)

 

                          Зайка прыгал под кустом,

                         Приглашая нас в свой дом.

       (Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу.)

                         Руки вниз, на пояс, вверх,

                         Убегаем мы от всех.

                              (Бег на месте.)

                         Побежим скорее в класс.

                         Там послушаем рассказ.

                             (Садятся за парты.)

 

4.     Выступление учеников.

Давайте совершим прогулку в зимний лес.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение по теме «В зимнем лесу». Приложение 1

 

 

5. Воздух должен быть чистым.

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа,)

   При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету).

- А где чище воздух? (В лесу.)

  Какой чудесный воздух в лесу! В нём много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

  А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека вредно.

- Что надо делать, чтобы воздух в городе был чище? (Чтобы очистить воздух надо сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.)

- Какое дерево является символом Кубани? (Тополь.)

Подготовленный ученик рассказывает о тополях.

Приложение 2

5.     Охрана чистоты воздуха.

- Как вы считаете, а как надо охранять воздух?

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

1)     На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.

2)     Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не Будут загрязнять воздух.

- Правильно ли поступает водитель, если во время остановки оставляет включенным мотор своей машины?

- Если неправильно, то почему?

6. Работа в рабочей тетради: Стр.10 №26, 27, 28.

IΙІ. Итог урока.

- Какой вывод вы можете сделать в конце нашего урока?

 

ΙY. Проверка изученного. (По группам: 1 группа – низкий уровень; 2 группа – средний уровень; 3 группа – высокий уровень.)

 

 

 

 

Υ. Домашнее задание: Стр. 21-22, Т. Стр. 10 № 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

  У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом.

    А какой великолепный, густой, блестящий хвост у лисы! В самые сильные морозы ей не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

    Зимой на лапах рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лисонька надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не холодно.

    А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.

- Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми стволами украшают площади и улицы, скверы и парки наших городов. Когда подует ветер, свежая и блестящая тополиная листва вскипает, словно морская волна, бежит серебристыми волнами, а зелёный шум тополей напоминает морской прибой.

   Тополя чаще других деревьев сажают в городе, во-первых потому, что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

   Один тополь выделяет столько, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей.

   Но это ещё не всё! Тополя неприхотливы, очень быстро растут.

   Почему же тополя хорошо очищают воздух?

  Да потому, что тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы грязи и пыли. Он свисает вниз на длинном черенке, слегка сжатом с боков. Благодаря такой форме черенка листья тополей очень подвижны, трепещут и дрожат даже при лёгких порывах ветра и хорошо улавливают пыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Грибы. Какие бывают грибы. Отравления.(Слайд 1)

Цель:   Сформировать представления учащихся о съедобных и

           несъедобных  грибах, о грибах Краснодарского края.

           Познакомить с разнообразием грибов, чем грибы отличаются от

           растений. Познакомить с правилами сбора грибов.

                Развивать познавательную активность детей, умение работать с  

           учебником, речь детей, высказывать своё мнение.

                 Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. (Слайд 2)

Оборудование: Слайды, учебник «Окружающий мир», таблицы:      

                            съедобные и несъедобные грибы.

Ход урока: І. Организациооный момент.

                     IΙ. Изучение нового материала.

1.     Вступительное слово учителя.

- На какие царства делится живая природа?

Слайд 3

Сегодня на уроке мы отправимся в царство… . Отгадайте загадку:

                    Землю пробуравил,

                    Корешок оставил,

                    Сам на свет явился,

                    Шапочкой прикрылся.    (Гриб.)

Правильно мы отправимся в царство грибов. Узнаем строение грибов, какие бывают грибы, правила сбора грибов, вспомним правила поведения в лесу.

2.     Чем грибы отличаются от растений.

- Кто может ответить, чем же грибы отличаются от растений?

Учебник стр. 57, чтение статьи.

3.     Строение грибов.

- Что такое гриб? Грибы – особая группа живых организмов, она состоит из шляпки и ножки. В почве от ножки в разные стороны отходят тонкие белые нити. Это – грибница. Размножаются грибы спорами. Грибы нужны лесу, они срастаются с корнями деревьев и помогают всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. Грибами лечатся и питаются животные. Слайд 4

  Грибы. Сколько народных сказок, пословиц, поговорок, примет и загадок связано с ними! «Счастливому по грибы ходить», «Поздний гриб – поздний снег». На протяжении нескольких веков грибы были не только украшением стола, но зачастую первейшим съестным припасом, а в дни постов основной пищей крестьян. Их ели и в праздники, и в будни, и летом и зимой. А сколько счастливых мгновений приносит «грибная охота» сегодня! «Грибник, возвращаясь в город, привозит не только корзину маслят и сыроежек, он привозит обновлённую душу, привозит своё собственное здоровье» (В.Солоухин).

4. Поведение в лесу.

Прежде, чем нам совершить путешествие в царство грибов, давайте вспомним правила поведения в лесу. Прослушайте рассказ, назовите какие ошибки допустили ребята. (Слайд 5)

Приложение 1 (Обсуждение рассказа.)

5. Физкультминутка.

                Мы немного отдохнём.

                Встанем, глубоко вздохнём.

 

                Дети по лесу гуляли,

                За природой наблюдали.

                Вверх на солнце посмотрели,

                И их всех лучи согрели.

 

                Чудеса у нас на свете –

                Стали карликами дети.

                А потом все дружно встали,

                Великанами мы стали.

 

                 Дружно хлопаем,

                 Ногами топаем!

                 Хорошо мы погуляли

                 И немножечко устали!

         6.Съедобные и несъедобные грибы.

(Выступают учащиеся.)

1.     На нём бурый колпачок

Беленькая ножка,

Кто в лесу бывает

Тот его и знает. (Белый гриб.)

Слайд 6

Белый гриб – мечта всех грибников. Растёт в берёзовых рощах, в сосновом бору. Белый гриб растёт группами, это царь грибов. У него есть двойник. Это желчный гриб, он не ядовит, просто горький, как желчь.

Слайд 7

2.     Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?  (Опята.)

Слайд 8

Необходимо помнить, что есть ложные опята. У съедобных шляпка жёлто-золотистая, а у ложных с красноватым оттенком, а когда они состарятся у них шляпки будут лилово-бурого цвета.

Слайд 9

3.     Рыжие ушки,

Лысые макушки

В траве лежат-

Для малых ежат.  (Лисички.)

Слайд 10

Почему их назвали лисичками? Лисички растут в смешанных лесах, их можно варить, жарить, мариновать. Есть интересное свойство, они не крошатся, не мнутся. Есть и в нашем крае.

 Но есть и ложная лисичка – это несъедобный гриб. Слайд 11

4.     Стоит мальчонка-

Рыжая шапчонка. (Рыжик.)

Растут рыжики с конца июля до октября в сосновых и еловых лесах, чаще всего на несколько возвышенных местах, на опушках, где нет густой травы. Рыжики – грибы - компас. С северной стороны дерева они растут чаще и бывают более крупными. Таблица «Съедобные грибы».

5.  Стоит в шапке дед

Дождя давно нет,

А шапка мокрая,

Как рыбья икра

А снизу вся в дырках?  (Маслята.)

Слайд 12

Это съедобные грибы, растут под соснами.

6.     Он в лесу стоял,

Никто его не брал –

В красной шапке модной,

Никуда не годный.  (Мухомор.)

Слайд 13

Этот гриб настолько ядовит, что от него погибают мухи. Яд вызывает удушье, обмороки. Но зато его любит лось, он ему вместо лекарства.

7.     Зашёл мужик в сосняк

Нашёл слизняк

Бросить жалко,

Съесть сыро.   (Груздь.)

Слайд 14

Этот гриб любит дождь, растёт семейками, в августе. Бывает жёлтым, чёрным. Его называют чернушкой.

8.     Бледная поганка – самая опасная и ядовитая из всех

грибов. Её яд подобен змеиному, он сохраняется после варки. Эти грибы едят даже черви, но даже малые дозы в старину использовались для борьбы с холерой. Бледную поганку часто путают с шампиньонами, но у поганки пластинки у шляпки белые, а у шампиньона – розовые.

     Слайд 15

9.     Под деревом, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик

На нём серый кафтанчик

Красная шапочка.  (Подосиновик.)

Слайд 16

10. У подберёзовика шляпка вздутая, словно подушка,

гладкая, в сырую погоду слегка слизистая. Подберёзовик растёт быстрее всех 4 – 5 см в сутки.

     Слайд 17

11. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных

Издали приметных,

Собирай не мешай

Это….(Сыроежки.)

Слайд 18

12. У какого гриба шляпка волнуется? У розовой волнушки розовые кольца и волнистая шляпка.

 

Растут на опушке

Рыжие подружки. (Волнушки.)

 

Волнуются волнушки:

- Как быть н6ам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

   Слайд 19

                       На доске таблицы: съедобные грибы и несъедобные гриба.

                    

7.Грибы с редкими названиями.

1.     Чага – растет на берёзах. Этот гриб лечит язву желудка,  

     опухоли. Слайд 20

2.     Трутовики – похожи на жёлтую брошь. растёт на деревьях большой семейкой. Но на тех деревьях, где растёт этот гриб, корни деревьев начинают быстро болеть и дерево начинает гнить и погибает. Слайд 21

3.     Звездовик. Среди опавшей хвои растёт этот гриб, немного 

     похожий на звёздочку. Гриб любит сосновые и еловые леса,

     но может встретиться и среди лиственных деревьев. Слайд 22

8.Грибы, растущие в Краснодарском крае.

В нашем крае грибы в основном растут летом и осенью. Их можно встретить в лесу и в поле. В крае много опят, белый гриб, маслята, рыжики, подосиновики. В предгорных и горных районах растёт гриб синяк, гриб – баран. В августе, сентябре начинает расти гриб каштановик (Апшеронский район).

9. Правила сбора грибов.

  Съедобные грибы часто называют растительным мясом. Много в них белков, витаминов, а жиров и углеводов сравнительно мало. Грибы издавна считаются деликатесом из-за своего приятного вкуса и аромата.

Вспомните рассказ, который вы слушали в начале урока.

- Как дети собирали грибы, какую ошибку они допустили?

Теперь прочитаем,  какие правила надо знать, собирая грибы.

Слайд 23

10.Отравление.

  Но нужно помнить, что это «тяжёлая» пища. Каждая клетка большинства грибов, как и тело насекомых, покрыта плотной хитиновой оболочкой, которая довольно трудно переваривается в желудке.

   Грибы нельзя есть детям до 5 лет, а детям от 5 до 10 лет только в небольшом количестве. Употребление их может вызвать обострение хронических заболеваний желудка, печени, почек.

- Какие меры надо принять, если вы отравились грибами?

При всяком грибном отравлении нужно срочно вызвать врача. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать пить солёную воду. Рекомендуется давать холодный чай, мёд и молоко.

       

       ІΙI. Закрепление изученного.

           Чтобы закрепить полученные на этом уроке знания, мы проведём

           тест. (2 и 3 группы – высокий и средний уровень) Слайд 24

          Вы ставите номер вопроса и  отвечаете, если да ставите «+», нет  - «-».

           1. Грибы – это растения?

           2. Бледная поганка – несъедобный гриб?

           3. Рыжик, лисичка – съедобные грибы?

           4. Может ли гриб вырасти на дереве?

           5. Животные едят несъедобные грибы?

           6. Может ли гриб дерево съесть?

           7. Самый ядовитый гриб – мухомор?

         1 группа (работает устно с учителем)

          - Расскажите правила сбора грибов.

          - Почему нельзя класть в корзину незнакомый гриб?

 

ΙΥ. Домашнее задание: Стр. 57 – 59, принести рецепты блюд с грибами.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

«Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна, но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли!

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас – к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай!

Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах, мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яйца  и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одного стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые, мы вышли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Всё равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz