средняя общеобразовательная школа №1
Утверждено
решение педсовета протокол № ____
от «____» ______________200 года
Председатель педсовета
________________________________
Авторская программа
«Уроки здоровья»
Составитель:
Кузьменко Е.А.
учитель начальных классов
МОУСОШ №1
станица Динская 2005г.
Пояснительная записка
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа «Уроки здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Основные цели и задачи программы:
Цели:
· Сохранение и укрепление здоровья учащихся;
· Формирование навыков здорового образа жизни
· Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта
Задачи:
· Воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
· Обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, учиться быть здоровым душой и телом, формирование и совершенствование двигательных навыков;
· Оздоровительная – укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространённых заболеваний.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
2. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.
3. Повышение уровня физического, а отсюда – психологического и социального здоровья детей.
Участники программы:
· Учащиеся;
· Классный руководитель;
· Школьный врач (медсестра, фельдшер);
· Родители.
Рекомендации по составлению и проведению занятий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями ( оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, тренинги), необходимыми для развития навыков ребёнка.
Содержания занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу, надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки, комплекс упражнений.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
Оздоровительные минутки можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости и желание прийти на занятие снова.
План работы по программе «Уроки здоровья».
1 класс
№ п/п |
Содержание занятия |
Сроки |
|
|
сентябрь |
1. |
Советы доктора Воды. |
1 неделя |
2. |
Друзья Вода и Мыло. |
2 неделя |
3. |
Глаза – главные помощники. |
3 неделя |
4. |
Чтобы уши слышали. |
4 неделя |
|
|
октябрь |
5. |
Почему болят зубы. |
1 неделя |
6. |
Чтобы зубы были здоровы. |
2 неделя |
7. |
«Рабочие инструменты человека» (уход за руками и ногами). |
3 неделя |
8. |
Зачем человеку кожа. |
4 неделя |
|
|
ноябрь |
9. |
Сон – лучшее лекарство. |
1 неделя |
10. |
Питание – необходимое условие для жизни человека. |
2 неделя |
11. |
Здоровая пища для всей семьи. |
3 неделя |
12. |
Как настроение? (настроение в школе) |
4 неделя |
|
|
декабрь |
13. |
Я пришёл из школы |
1 неделя |
14. |
Поведение в школе. Я – ученик. |
2 неделя |
15. |
Скелет – наша опора. |
3 неделя |
16. |
Осанка – стройная спина. |
4 неделя |
|
|
январь |
17. |
Вредные привычки. |
3 неделя |
18. |
Если хочешь быть здоров. Как закаляться. |
4неделя |
|
|
февраль |
19. |
Правила безопасности на воде. |
1 неделя |
20. |
Подвижные игры. |
2 неделя |
21. |
Обобщающее занятие «Доктора природы» |
3 неделя |
22. |
Встреча со школьным фельдшером. |
4 неделя |
|
|
март |
23. |
Умеем ли мы вежливо общаться. |
1 неделя |
24. |
Как нужно одеваться. |
2 неделя |
25. |
Как вести себя за столом. Правила поведения в школьной столовой. |
3 неделя |
26. |
Как доставить родителям радость |
4 неделя |
|
|
апрель |
27. |
Спешите делать добро. |
2 неделя |
28. |
Откуда берутся грязнули. |
3 неделя. |
29. |
Чистота и здоровье. |
4 неделя.
|
30. |
Пропаганда ЗОЖ: оформление плаката, конкурс рисунков. |
5 неделя.
|
|
|
май |
31. |
Путешествие в страну здоровья. |
2 неделя |
32. |
Культура ЗОЖ (спортивные соревнования) |
3 неделя |
33. |
Будьте здоровы. |
4 неделя |
2 класс
№ п/п |
Содержание занятия |
Сроки |
|
|
сентябрь |
1. |
Причина и признаки болезни |
1 неделя |
2. |
Как здоровье? |
2 неделя |
3. |
Какие врачи нас лечат. |
3 неделя |
4. |
Инфекционные болезни. |
4 неделя |
|
|
октябрь |
5. |
Какие лекарства мы выбираем. |
1 неделя |
6. |
Встреча со школьным фельдшером |
2 неделя |
7. |
Домашняя аптечка. |
3 неделя |
8. |
Отравления лекарствами. |
4 неделя |
|
|
ноябрь |
9. |
Пищевые отравления. |
1 неделя |
10. |
Безопасность при любой погоде. |
2 неделя |
11. |
Опасность в нашем доме. |
3 неделя |
12. |
Как вести себя на улице. |
4 неделя |
|
|
декабрь |
13. |
Вода – наш друг. |
1 неделя |
14. |
Чем опасен электрический ток. |
2 неделя |
15. |
Чтобы огонь не причинил вреда. |
3 неделя |
16. |
Как уберечься от порезов, ушибов и переломов. |
4 неделя |
|
|
январь |
17. |
Как отучить себя от вредных привычек. |
2 неделя |
18. |
Почему некоторые привычки называются вредными. |
3 неделя |
19. |
Злой волшебник алкоголь. |
4 неделя |
|
|
февраль |
20. |
Первая помощь при обморожении. |
1 неделя |
21. |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. |
2 неделя |
22. |
Первая помощь при отравлении жидкостями. |
3 неделя |
23. |
Что мы знаем о собаках и кошках. |
4 неделя. |
|
|
март |
24. |
Как воспитать в себе сдержанность. |
2 неделя |
25. |
Что такое эмоции? |
3 неделя |
26. |
Я выбираю движение. |
4 неделя. |
27. |
Папа, мама, я – спортивная семья (спортивные соревнования). |
5 неделя |
|
|
апрель |
28. |
Чувства и поступки. |
1 неделя |
29. |
Стресс. |
2 неделя |
30. |
Расти здоровым. |
3 неделя |
31. |
Конкурс рисунков |
4 неделя |
|
|
май |
32. |
Как защититься от насекомых. Укусы насекомых. |
2 неделя |
33. |
Как помочь себе при тепловом ударе. |
3 неделя. |
34. |
Обобщающее занятие: День здоровья. |
4 неделя |
Список используемой литературы
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс. М., 1995г.
2. Зайцев Г.К. уроки Айболита. СПб., 1997г.
3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996г.
4. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 1995г.
5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998г.
6. Максиняева М.Р.: Занятие по ОБЖ с младшими школьниками. М. 1996г.
7. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб., 1997г.
8. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. М. 1989г.