Утверждаю Председатель УС МОУСОШ № 1 ________________ Т.Е. Щербаха
«_____»_________________2007 г.
|
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
________________ Л.П. Булатова
«_____»_________________2007 г.
Программа
совместной работы администрации и
Управляющего совета «Доверие»
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 станицы Динской Динского района
Принята на заседании
Управляющего совета
20 декабря 2006 г.
(протокол № 2)
Динская, 2007
Содержание.
Паспорт Программы.
Раздел I.
|
Обоснование Программы. |
Раздел II.
|
Нормативная база для разработки Программы «Доверие». |
Раздел III.
|
Обзор ситуации в социуме. |
Раздел IV.
|
Обзор ситуации в школе. |
Раздел V.
|
Цель Программы. |
Раздел VI.
|
Основные задачи Программы. |
Раздел VII.
|
Сроки реализации Программы. |
Раздел VIII.
|
Этапы реализации Программы. |
Раздел IХ.
|
Ожидаемые результаты. |
Раздел X
|
Мониторинг |
Раздел XI.
|
Механизм оценки результатов. |
Раздел XII.
|
Управление реализацией Программы. |
Раздел XШ.
|
Угрозы и риски. |
Раздел XIV.
|
Ресурсы. |
Раздел XV. |
Потенциалы развития и долгосрочный эффект
|
Раздел XVI.
|
План мероприятий по реализации Программы |
Паспорт Программы
Наименование программы
|
Программа работы совместной работы администрации с Управляющим советом «Доверие»
|
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47; Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 23.12. 2005 г. .№ 803 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Комплекс мер по реализации Федерально-целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Устав школы. |
Разработчик Программы
|
Администрация МОУ СОШ №1 Управляющий совет МОУ СОШ №1 |
Сроки реализации |
2007-2009 учебный год |
Основные цели Программы
|
Формирование эффективной системы взаимодействия общественности, родителей, учащихся с педагогами и администрацией ОУ для создания благоприятной среды развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности ребенка, способной к творчеству и самоактуализации, развитие государственно-общественного управления в школе, улучшение материально-технической базы. |
Исполнители мероприятий Программы |
Педагогический, ученический, родительский коллективы, администрация МОУ СОШ №1, представители общественности |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, представителей общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей и представителей общественности, вовлечение их в педагогическое самообразование, участие в управлении школой 3. Активизация деятельности общественной приемной для родителей. 5. Усиление роли общественных управляющих в привлечении родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие этнопедагогики и национальных духовных традиций. 6. Привлечение общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. 8. Привлечение разных категорий граждан к государственно-общественному управлению. |
Источники финансирования Программы |
Бюджетное и внебюджетное финансирование
|
Контроль за исполнением Программы |
· Контроль и руководство практической реализацией · Программы осуществляется Управляющим Советом школы , · Управлением образования муниципального образования · Динской район. |
I. Обоснование Программы
…развивающемуся обществу нужны современно
образованные люди, нравственные и предприимчивые,
которые могут самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора,
прогнозируя возможные последствия,
способные к сотрудничеству, отличающиеся
мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Обладают развитым чувством ответственности
за судьбу страны.
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010г.
Актуализация проблемы:
Государственная политика в сфере образования в качестве важнейшего механизма реализации задач повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения определяет общественно-государственное управление образованием. Отсюда исходят все формы и методы организации социального партнерства, в котором равноправными субъектами должны быть семья, школа, общественность (она, в свою очередь, состоит из тех же родителей).
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы (гороно, главы местных администраций) , члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования.
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы, другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства управляющих и предполагают профессиональный характер их действий.
Коллегиальный орган управления, действующий взаимодополняющем образом с администрацией – вещь обычная, например, в бизнесе. Во всем мире к принятию решений, принципиально важных для судьбы организации, ее выживания и процветания - то есть стратегических решений – привлекаются прежде всего главные владельцы, «акционеры», «участники», заинтересованные группы, а для эффективного выполнения принятых решений и оперативного руководства нанимаются профессионалы-менеджеры.
Кто же применительно к школе может рассматриваться в качестве таких «главных акционеров», участников, заинтересованных сторон?
Во-первых, родители учащихся и сами старшеклассники, ведь они больше всех и самым кровным образом заинтересованы в высоком качестве образования, благополучии школы и комфорте школьной среды.
Во-вторых, представители государства и образовательного ведомства (в лице учредителей школы), ведь образование - общественное благо, оно финансируется через бюджеты всеми налогоплательщиками, его услуги предоставляются всем, и его результаты важны для всего государства и общества в целом.
В-третьих, представители школьного менеджмента и педагогического коллектива школы, без учета мнений которых трудно предложить и реализовать эффективную стратегию жизнедеятельности школы.
В-четвертых, представители местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом и выступающие в роли работодателей для выпускников школы, деятели культуры.
Все перечисленные группы должны быть приглашены для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно «услышаны». Именно поэтому предлагается включать их представителей в Управляющий совет школы как орган стратегического управления.
Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения. Поэтому только тесное сотрудничество администрации школы и Управляющего совета поможет реализовать все стратегические планы, поставленные школой.
Работа по Программе «Доверие» подтверждает ее интегративный характер, т.к. она объединяет усилия всех субъектов партнерства. Разнообразие и изменение форм взаимодействия с родителями объясняется более полным удовлетворением запросов родителей, организацией их досуга, повышением педагогической культуры.
На основе Программы «Доверие» совершенствуется педагогическая культура родителей и общественности, профессиональная компетентность педагогов, повышается мотивация и интерес к приобретению новых знаний детьми и родителями, формируется положительное отношение родителей к школе, устойчивая потребность в организации семейного досуга на базе школы.
Школа является методическим и организационным педагогическим центром в работе с различным типами общественных организаций и учреждений. Работа по Программе «Доверие» позволит привлечь к реализации ее задач местную администрацию, СМИ; помочь педагогам в определении содержания деятельности с родителями, усилив его социальную направленность; создать фундамент (структурную основу) для координации деятельности всех субъектов социума, заинтересованных в проблемах сокращения пространства аддиктивного поведения, безнадзорности детей и подростков. Данная Программа содержит концептуальные и нормативно-правовые основы взаимодействия школы и общественности, а также контроля за соблюдением прав ребёнка в МОУ СОШ №1 станицы Динской.
II. Нормативная база для разработки
Программы «Доверие»
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Законы РФ и ЧР «Об образовании».
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
6. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.
7. Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 станицы Динской Динского района Краснодарского края.
III. Обзор ситуации в социуме.
МОУ СОШ № 1 – одно из старейших учебных заведений Динского района. В сентябре 2001 года школа отметила свой 100-летний юбилей. В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом трехэтажном здании, построенном в 1965 году, и трехэтажной пристройке к нему, построенной в 1994 году. В школе имеются 54 учебных кабинета, 3 спортивных зала, спортивная площадка, тренажёрный зал, 2 компьютерных класса, мастерская технического труда, 2 кабинета обслуживающего труда, медицинский кабинет, столовая на 250 посадочных мест, мультимедийный кабинет, библиотека с читальным залом.
В микрорайоне школы нет культурно-зрелищных учреждений, но имеются 3 продуктовых магазина, торгующих вино - водочными изделиями и сигаретами, продуктами, мясо-колбасными изделиями. 2 парикмахерских, аптека, 1 магазин промышленных товаров, 1 компьютерный клуб, На территории микрорайона есть многоэтажные дома, общежитие, детский сад. Школа расположена в непосредственной близости к консервному заводу «Динской». На базе школы работает филиал районной библиотеки.
Здание школы расположено на окраине микрорайона, у дороги. В школе имеется теплица, требующая капитального ремонта, и учебно-опытный участок площадью 0,5 га. Школа имеет ограждение по периметру пришкольной территории.
IV. Обзор ситуации в школе
Школа расположена в типовом здании. Обучение проводится в одну смену, по кабинетной системе. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя. Большинство семей учащихся проживают в частном секторе микрорайона. Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона, есть учащиеся из посёлка Агроном, села Первореченское, других микрорайонов станицы Динской. Основными причинами переходов учащихся в другие школы являются перемена места жительства, отдалённость школы от центра станицы, где работает большинство родителей и разделение микрорайона железной дорогой на две части, одна из которых находится ближе к МОУСОШ №3.
В школе имеется опыт эффективного сотрудничества с родителями. Активно работают родительский комитет, Попечительский совет, создан Управляющий совет
Формы работы с родителями и общественностью
Участие родителей и общественности в управлении ОУ |
|
Управляющий Совет, родительская конференция, классные родительские комитеты, Коллегия начальной школы, Совет профилактики |
|
Психолого-педагогическое просвещение |
|
Лекции, индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки, родительские собрания, тренинги-семинары |
|
Вовлечение родителей и общественности в образовательно-воспитательный процесс |
|
Родительские собрания, день открытых дверей, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, социологические опросы. |
|
V. Цели Программы
· Формирование эффективной системы взаимодействия общественности, родителей, учащихся с педагогами и администрацией ОУ для создания благоприятной среды развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности ребенка, способной к творчеству и самоактуализации,
· развитие государственно-общественного управления в школе,
· улучшение материально-технической базы.
VI. Основные задачи Программы
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов Управляющего совета.
2. Усиление роли общественных управляющих в работе с семьей и школой.
3. Совершенствование деятельности общественной приемной на основе родительской и общественной инициативы.
4. Оптимизация деятельности родительской коллегии в школе начальной ступени.
5. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители, администрация – представители общественности
6. Формирование здорового образа жизни в семьях.
7. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
8. Совершенствование форм взаимодействия школы и общественности.
9. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
VII. Сроки реализации Программы
Февраль 2007-август 2009 годы
VIII. Этапы реализации Программы
Февраль - август 2007 года
1. Подготовка к выборам и выборы в УС.
2. Планирование совместной работы.
3. Обучение общественных управляющих
Сентябрь 2007 г. – июль 2009 года
1. Реализация Программы совместной работы администрации и УС «Доверие»
Август 2009 года
1. Итоги, оценка результатов.
2. Определение плюсов и минусов в совместной работе УС и администрации школы
3. Проектирование дальнейшей деятельности с учётом выявленных недостатков в работе УС.
IX. Ожидаемые результаты
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Усиление роли общественных управляющих в привлечении родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие этнопедагогики и национальных духовных традиций
3. Активизация деятельности общественной приемной.
4. Участие общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
5. Улучшение материально-технической базы школы.
6. Внедрение и распространение апробированных технологий по взаимодействию Управляющего совета и администрации школы.
X. Мониторинг
Аналитическое сопровождение реализации Программы «Доверие» планируется осуществить через разработку и апробацию модели мониторинга по следующим направлениям:
Основные направления |
Показатели эффективности
|
|
Образовательно-воспитательный процесс
|
1. Субъективная оценка психологического климата в школе – «учителя, родители, учащиеся». 2. Изучение педагогической компетентности родителей. 3. Изучение проблем родителей в воспитании детей, ценностей семьи. 4. Изучение отношения к школе (родители, учащиеся, учителя). 5. Оценка внутришкольной культуры и психологического климата в школе. 6. Изучение уровня сотрудничества родителей и школы, ориентация на совместные достижения.
|
|
Инновационная деятельность
|
1. Сохранность и улучшение показателей здоровья учащихся. 2. Уровень мотивации достижений школьников как направленность. 3. Создание системы воспитательной работы, направленной на развитие новых активных форм взаимоотношений школы и общественности. 4. Уровень ориентации целевых групп на здоровый образ жизни (родители, учащиеся, учителя). 5. Изучение влияния инновационных процессов на качество образования в школе в оценках целевых групп (родители, учителя, учащиеся, представители общественности) |
|
Участие в управлении
|
1. Эффективность работы Управляющего совета школы; 2. Сотрудничество членов коллектива и общественных управляющих.; 3. Эффективность школьного менеджмента в оценке целевых групп (родители, учителя, учащиеся, администрация, представители общественности). 4. Фандрайзинг (поиск ресурсов). |
|
Социальное партнерство |
1.Совместные информационные акции.2.Оформление договорного пространства, совершенствование нормативно-правовой базы партнерства. 3. Инновационные формы сотрудничества (школа-общественность) |
XI. Механизм оценки результатов включает
следующие критерии:
· уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей, учащихся, администрации школы и представителей общественности
· положительные отзывы партнеров и участников Программы
· новые формы сотрудничества школы, семьи и общественности
XII. Управление реализацией Программы.
Управление исполнением Программы – это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной ее реализации. Так как исполнение Программы происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению – доведению до участников Программы плановых заданий и контролю их реализации.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют в соответствии с этапами:
· Управляющий Совет МОУ СОШ №1 станицы Динской
· Администрация МОУ СОШ №1 станицы Динской
· Экспертно-аналитический Совет школы
· Управлением образования муниципального образования Динской район.
Корректировка Программы осуществляется Управляющим Советом школы, педагогическим советом и администрацией по инициативе участников образовательного процесса.
XШ. Угрозы и риски.
· Недопонимание общественностью актуальности проблем, решаемых Программой «Доверие»;
· Недостаточная активность общественных управляющих;
· Недоверие между администрацией и членами УС;
· Занятость членов УС, в сложной социальной ситуацией настоящего времени, и вследствие этого, уклонение от активной школьной жизни
XIV. Ресурсы.
К определяющим ресурсам, снижающим угрозы и риски, относятся:
· кадровые (специальные знания, профессиональная компетентность, высокая мотивация к деятельности педагогического коллектива),
· организационные (имеющийся опыт работы российских школ, налаженные партнерские связи с органами образования, предприятиями, общественными организациями),
· инновационные (активно используемые в образовательном процессе и управлении ОУ интерактивные методы обучения, здоровьесберегающие технологии, проектный метод в воспитательном и образовательном процессе процессе).
В процессе реализации Программы возможна корректировка и реорганизация ресурсного обеспечения.
XV. Потенциалы развития и долгосрочный эффект
XVI. План мероприятий по реализации Программы
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов Управляющего совета. |
в течение учебного года |
Администрация школы Председатель Управляющего Совета |
2. |
Деятельность общественной приемной |
По графику |
Члены УС |
3. |
Организация всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители, администрация ОУ - представители общественности |
1 раз в четверть |
Директор школы Психолог школы Председатель УС Класс. руководители |
4. |
Оптимизация совместной работы администрации и Управляющего совета
|
1 раз в месяц и по мере необходимости |
Председатель УС Администрация |
5. |
Проведение психолого-педагогических, медико-социальных тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с родителями, учащимися общественностью |
По запросу |
Психолог школы Мед. работники |
6. |
Общественное патрулирование |
По графику |
Председатель УС Администрация |
7. |
Организация и согласование графика внутришкольных мероприятий спортивного, культурно-развлекательного, оздоровительного характера, коллективно-творческих игр |
согласно плану работы школы |
Администрация школы Члены УС |
8. |
Организация совместной работы администрации и общественных управляющих по профилактике правонарушений учащихся школы |
согласно плану работы школы |
Администрация школы Члены УС |
9. |
Проведение родительских, научно-практических конференций, круглых столов с участием представителей общественности |
в течение учебного года по отдельному плану |
Управляющий Совет Администрация |
10. |
Проведение общешкольных родительских собраний с участием общественных управляющих |
1 раз в четверть |
Администрация школы Члены УС |
11. |
Проведение совместных классных собраний по итогам учебной работы, анализ учебной деятельности учащихся, тематических собраний – дискуссий по проблемам обучения и воспитания учащихся |
1 раз в четверть |
Класс. руководители Учителя-предметники Администрация школы Члены УС |
12. |
Привлечение общественных управляющих к: § благоустройству школы и пришкольной территории; § организации кружков, секций, созданию материальной базы для кружковой работы; § организации тематических выставок работ, выполненных детьми и взрослыми; § в организации предметных кружков, привлечение к ведению факультативов, спецкурсов, научное консультирование учебно-исследовательских работ учащихся. |
в течение года |
Администрация школы Члены УС Родительские комитеты школы и классов Класс. руководители Учителя-предметники |
13. |
Активизация работы родителей по профориентации учащихся школы, привлечение к профильному обучению, героико-патриотическому направлению |
в течение учебного года в соответствии с планом воспитательной работы школы |
Администрация школы Родители Класс. руководители Организатор ОБЖ |
14. |
Проведение разъяснительной социально-политической работы с родителями с приглашением специалистов администрации района |
в течение года |
Администрация школы Родительский комитет школы Управляющий Совет |
15. |
Взаимодействие родителей, общественных управляющих с учителями-предметниками школы (проведение уроков с участием родителей и общественных управляющих, посещение уроков, консультирование и т.д.) |
в течение учебного года |
Управляющий Совет Администрация школы Учителя-предметники Родители |
16. |
Вовлечение в работу специалистов: инспектора ПДН, медицинских работников, МЧС по ЧР и др. |
в течение учебного года (в дни профилактики |
Управляющий Совет Администрация школы Социальный педагог |
17. |
Проведение анкетирования для изучения потребностей детей, родителей в образовательных услугах, удовлетворенности работой школы |
в течение учебного года |
Управляющий Совет
Психолог школы |
18. |
Ознакомление родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения, возможным выбором изучаемых предметов в школе |
Ежегодно: сентябре; мае |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
19. |
Участие в составлении сметы доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств |
Ежегодно |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
20. |
Утверждение нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс |
Ежегодно |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
21. |
Разработка Программы развития школы и определение перспективных направлений развития на 2007-2011 год |
2007 год |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
22. |
Осуществление контроля за соблюдением прав и реализацией законных интересов всех участников образовательного процесса |
Постоянно |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
23. |
Участие в распределении средств надтарифного фонда, премировании преподавательского состава и администрации |
Постоянно |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
24. |
Регулирование содержания и ценообразования дополнительных платных услуг |
1 раз в год |
Администрация школы Управляющий Совет школы |
25. |
Разрешение конфликтных ситуаций между родителями и учителями, учителями и учащимися, учителями и администрацией |
Постоянно |
Администрация школы Управляющий Совет школы Классные руководители Школьный психолог |
26. |
Осуществление контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий жизни |
Постоянно |
Администрация школы Управляющий Совет школы Классные руководители |
27. |
Составление отчётов о результатах деятельности школы и совместной работе УС и администрации |
2 раза в год |
Администрация школы Управляющий Совет школы
|